http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/4/49/Lastfm-screenshot.png/220px-Lastfm-screenshot.png

Last.fm — интернет-проект музыкальной тематики, основным сервисом которого является сбор информации о музыке, которую слушает пользователь, и её каталогизация в индивидуальных и общих чартах. Владельцем сервиса является компания Last.fm Ltd., расположенная в Восточном Лондоне. Руководитель компании — Мартин Стиксел (нем. Martin Stiksel).

История

Четыре меломана из Австрии и Германии — Феликс Миллер (нем. Felix Miller), Мартин Стиксел, Михаэль Брайденбрюкер (нем. Michael Breidenbruecker) и Томас Вилломитцер (нем. Thomas Willomitzer) — в 2002 году основали интернет-радио и социальную сеть Last.fm. К началу 2003 года Audioscrobbler и Last.fm объединились и начали работать вместе.

30 мая 2007 года американский медиа-гигант CBS Corp. приобрёл Last.fm за $280 млн (£140 млн). Эта сделка стала крупнейшим в истории приобретением британского веб-сервиса. Новые владельцы планируют сохранить преемственность команды и оставить прежний менеджмент, усилив его новыми кадрами, преимущественно в области финансового анализа и планирования.

Сегодня число пользователей Last.fm достигает 30 миллионов человек из более чем 200 стран.

С 17 июля 2008 года доступна новая версия сайта, перешедшая на веб 2.0.

С 22 апреля 2009 года вступили изменения, требующие подписку в размере € 3.00 в месяц с пользователей желающих слушать радио (бесплатно можно прослушать 30 треков), находящихся за пределами США, Германии и Соединенного Королевства.

В СНГ

На середину июня 2008 года на сайте зарегистрировано более 90 000 российских пользователей, около 13 000 и 4 500 украинских и белорусских соответственно. К примеру, зарегистрированных на сайте пользователей из США более 530 000, из Франции — около 44 000.

Особенности проекта

На основе анализа статистики прослушиваний пользователям сайта индивидуально каждому подбираются и демонстрируются:

    * рекомендуемые сайтом к прослушиванию музыкальные треки, популярные у схожих по вкусам слушателей (степень «похожести» при подборе можно регулировать);
    * персональные страницы участников с похожими вкусами (подобные пользователи считаются «соседями» (англ. Neighbours) друг для друга);
    * записи о часто прослушиваемой пользователем музыке в форуме или персональных блогах, ведущихся непосредственно на сайте Last.fm;
    * анонсы ближайших концертов; при подборе учитываются как музыкальные пристрастия, так и географическое положение слушателя.

Теги

На сайте действует система тегов. Каждый альбом, песня или исполнитель могут помечаться пользователями по их вкусу тем или иным произвольным наименованием. Сайт делает и обратную процедуру, например возможно прослушивание музыки из базы сайта (при помощи бесплатной программы клиента или встроенного непосредственно на страницы флэш-плеера), ранее уже помеченной пользователями каким-нибудь тегом (или несколькими тегами). Пользователи, вносящие абонентскую плату, имеют расширенные возможности. Например можно слушать более точно настроенные, адресные «радио-трансляции».

На last.fm существует основанная на вики наполняемая пользователями база данных, содержащая биографии музыкантов, групп и описания альбомов.